Вы здесь
Главная ›Аудиосистема Meridian Audio в автомобиле Jaguar XJ
Журнал «The Absolute Sound», Sep 10th, 2014, автор Роберт Харли
23-летнюю историю разработки активных DSP акустических систем компания Meridian Audio решила отметить созданием самой совершенной автомобильной аудиосистемы для Jaguar и Land Rover. Недавно мне довелось послушать систему Meridian в роскошном седане Jaguar XJ, и я с полным правом могу сказать, что это самая лучшая по звуку система, которую я когда-либо слушал в автомобиле. Я провел несколько часов в XJ вместе с моей коллекцией референсных CD дисков, оценивая звучание системы – как при езде при нормальных условиях, так и стоя на месте с опущенными стеклами – для внимательного и критического прослушивания.
Удары по барабанам при исполнении рока и блюза были собранными и солидными, придавая музыке мощный ритмический драйв. Оркестровые «тутти» оказались просто сенсационными по своей мощи. Система способна извлечь из басов даже информацию о микродинамике, причем до самых тонкостей.
Отсутствие размытия звуков во многом способствует общей прозрачности звучания — снижение окраски мидбасов позволяет нижним средним и средним частотам обрести большую ясность.Аудиосистема XJ обладает таким разрешением и прозрачностью, которого многие домашние high-end системы только пытаются достичь. Тональный баланс четко на своем месте (после того как я установил регулировки басов и верхов обратно в среднее положение), середина чистая и открытая, а высокие частоты плавные и ясные. Но вот что действительно меня поразило, так это звучание самых низких частот.
Бас оказался экстремально глубоким и расширенным, но, что еще более важно, исключительно свободным от излишней «толстоватости», надутости, и той гулкости мидбасов, который часто можно услышать от автомобильных аудиосистем. Вместо этого я услышал собранные и превосходно очерченные низы, с четким определением тональности и великолепной прорисовкой деталей текстуры, таких, например, как пассажи через струны двойных басов (doublebasses). Ошеломительное динамическое воздействие и высокое качество переходов, свойственное Meridian, редко можно услышать даже от домашних систем класса high-end. Низкочастотные переходы были внезапными в их атаке, настолько же неожиданными были и их затухания.
Замечательной ясности текстур на басах и высококачественной динамики было бы невозможно достичь без DSP. Имейте в виду, что Meridian была первой компанией, разработавшей и выпустившей на рынок активную DSP колонку (D6000 в 1991 году, про которую я написал тогда обзор) и что она с тех пор вот уже 23 года совершенствует эту технологию.
Эта ясность на средних частотах положительно сказывается на вокальных партиях, которые, как кажется, существуют в общем пространстве, не ограниченном размерами салона автомобиля. Мои слуховые ощущения не позволяли локализовать динамики – точно так же, как в хорошей домашней системе, они растворились, уступив место объемной звуковой сцене. Средние частоты отметились отсутствием окраски и плавной интеграцией с верхами.
Очень часто высокие частоты в машине существуют как отдельный компонент звука, «едущий верхом на музыке», а не являющийся интегральной составляющей музыкальной ткани. В то же время у Meridian высокие частоты плавные и не утомительные, с правильным балансом между разрешением, с одной стороны, и агрессивностью – с другой стороны.
Про аудиосистему в XJ можно подумать, что это активная DSP АС Meridian, адаптированная для салона машины. Инженеры заранее знали расположение каждого из динамиков, а также слушателя, поэтому они смогли запрограммировать DSP-процессор так, чтобы скомпенсировать искажения в точке прослушивания, а также фазовый отклик. Meridian называет эту технологию “Meridian Cabin Correction.” В DSP-процессоре можно реализовать экстремально крутые переходы в точках раздела кроссовера, что немыслимо в аналоговой области.
Система в XJ оснащена и другими фирменными технологиями Meridian, включая “Digital Dither Shaping” (цифровой формирователь шума) и обработку звука Trifield. Trifield извлекает центральный канал из стерео записей и выдает его на соответственно расположенный динамик, стабилизируя при этом звуковую сцену и делая звуковой образ по центру более «осязаемым».
Как я уже отмечал ранее, система, реализованная в XJ - это самая лучшая по звуку аудиосистема, которую я когда-либо слушал в автомобиле. Но ее можно еще улучшить; дело в том, что я слушал среднюю из семейства - Meridian Surround System, а не топовую - Meridian Reference System.
В основе Meridian Surround System 20 динамиков, на которые работают усилители общей мощностью 825 Вт. В системе Reference уже 26 динамиков и 1300 Вт мощности, кроме того, сами драйверы - улучшенные. У НЧ и СЧ-динамиков в системе Reference диффузоры из плетеного стекловолокна, улучшенные звуковые катушки и магниты, которые сокращают тепловую компрессию звука.
В дополнение к этому, алюминиевый купольный твитер в систем Surround уступил свое место титановому в Reference. Диффузор сабвуфера системы Reference выполнен из ламинированных слоев бумажной пульпы и алюминия, что дает оптимальное сочетание жесткости и демпифрования. Дополнительные шесть динамиков системы Reference System расположены позади сидений и сгруппированы в модули, объединяющие пару 80-мм СЧ-динамиков и твитер (по одному модулю перед каждым пассажиром). На них подается сигнал центрального канала, выделенный системой обработки Trifield. (Система Reference доступна только в длиннобазной - Long Wheel Base – версии XJ.)
В заключение я должен отметить, что Jaguar XJ – это великолепный автомобиль, особенно в версии “R”, за рулем которой я ездил. Это вершина роскоши и утонченности, с пятилитровым, турбированным двигателем V8 мощностью 550 л.с., который разгоняет машину до 60 миль/час за 4.4 секунды. XJR сочетает в себе очарование роскоши с азартностью скоростного спорт-кара — и предлагает то, что по моему впечатлению, является образцом совершенства в области автомобильного аудио.