Вы здесь
Главная ›Подготовка помещения для домашнего театра
Как часто бывает, что хозяин большого дома потратил серьезные деньги на покупку многоканального комплекта колонок, на процессор и усилители мощности (или на классный AV ресивер), но установил все это в неподготовленной гостиной.
В результате система, как говорят, «не звучит» - т.е. басовые ноты неровные и нереалистичные, бас вообще неравномерный по площади помещения – одним зрителям он достается в избытке, а другим не хватает его для полноты ощущений. Чаще всего комната неожиданно проявляет свои резонансы, или, как говорят специалисты по акустике, в ней возникают стоячие волны, которые затухают не сразу после музыкального аккорда, а могут длиться более половины секунды. Тем самым они затуманивают и размывают детали в следующих за ними пассажах.
Что же надо было сделать?
- Добиться, чтобы зал вашего домашнего кинотеатра отвечал некоторым, давно известным требованиям.
Дело в том, что аудио инженеры, звукорежиссеры, аудиофилы и ученые потратили много сил и времени на то, чтобы сформулировать основные требования к помещениям для прослушивания. В результате такие Международная организация стандартов, Европейский союз радио и телевещателей и BBC составили свои рекомендации для кинозалов, в том числе и домашних. Это достаточно строгие требования и они не менее важны, чем параметры аудио систем (усилителей, акустических систем, источников видео и т.п.).
Итак, помещение для домашнего кинотеатра должно соответствовать:
Во-первых, расстановка акустических систем в помещении должна соответствовать рекомендациям ITU BS-775-2 (см. Рис. 1). На практике это означает, что все колонки должны быть расположены строго по окружности на одном и том же расстоянии. Круглых залов или гостиных, разумеется, ни у кого из нас нет, но в сигнал, подаваемый на колонки всегда можно ввести нужные задержки, чтобы «подогнать» реальную расстановку колонок под требования стандарта.
Во-вторых: частотная характеристика помещения должна быть достаточно ровной (+- 3 дБ) в диапазоне от 250 Гц до 2 кГц.
В третьих: в басовом диапазоне - от 5 Гц, до 20 Гц должны отсутствовать осевые стоячие волны. На практике стоячие волны возникают между параллельными стенами с достаточно жестким покрытием. Необходимо устранить параллельность стен или же так акустически их обработать, чтобы подавить резонансы.
В четвертых: В помещении не должно быть чрезмерно затянутого эха (реверберации). На языке инженеров-акустиков это звучит так: времена реверберации Rt60 для частот от 200 Гц до 4 кГц, должны находиться в пределах (типичных): от 200 до 400 мс, зависящих от размеров комнаты. (стандартным временем реверберации называется время, за которое уровень громкости звука падает на 60 дБ - Rt60)
Время реверберации зависит от размеров комнаты/объема, от общего поглощения материалов стен. В разных комнатах затухание происходит с разной скоростью, зависящей от того, где находятся абсорбирующие материалы.
Следует однако заметить, что эффективное поглощение на низких частотах требует наличия очень толстого слоя абсорбирующего материала.
Пятое требование: Ранние отражения (которые приходят в первые 0 - 15 мс): должны быть подавлены на -10 dB или менее, по отношению к прямому излучаемому звуку. Какой-нибудь полированный журнальный столик, установленный между акустическими системами и зрителями тоже может испортить впечатление.
Ну и наконец, шестое: уровень фонового шума должен быть не выше порога слышимости на 20 дБ. Т.е., если у вас в кинозале постоянно шумит кондиционер, то его надо вынести в соседнее помещение.
В результате по мнению профессионалов: Геометрия помещения + Акустическая обработка + Расстановка АС обеспечивают вам до 80% успеха. И только 20% остается на долю систем коррекции акустики помещения (или как их называют - калибровки АС - Room Correction).
Хороший кинозал – это результат работы профессионалов в области акустики, вооруженных современным оборудованием и знаниями.